Открытое письмо руководителям скаутских организаций России

Настоящее письмо являет собой попытку анализа форм и методов деятельности Всероссийской национальной скаутской организации, возглавляемой г-жой Соколовой в 2004-2005 годах, которая ныне пытается перерегистрироваться в общероссийскую организацию «Ассоциация российских скаутов».

Основная ошибка г-жи Соколовой как идеолога скаутского движения заключается, на наш взгляд, в игнорировании или намеренном искажении духовной составляющей в развитии скаутинга, что прямо противоречит основным принципам мирового скаутского движения. Так, статья 2 Конституции ВОСД прямо говорит: «Скаутское движение основано на следующих принципах:
   1 . Долг перед Богом. Приверженность духовным принципам, верности религии, которая их выражает, принятие вытекающих отсюда обязанностей.
   2. Долг перед другими. Верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира.
   3. Долг по отношению к себе. Ответственность за собственное развитие».

Но в брошюре «Скаутинг — зачем и почему?», изданной РОО «Ассоциация скаутов Самарской области» в 2004 году, на стр. 5 читаем: «Долг перед Богом определяется в скаутском движении как «приверженность духовным ценностям, верность религии, принятие вытекающих из этого обязанностей».
   Одно ли это и то же, что написано в Конституции скаутского движения? Оказывается, нет. В Конституции ясно говорится о духовных принципах и верности религии, которая выражает эти принципы главным или преимущественным образом. То есть именно через религию находят свое проявление принципы Долга пред Богом, на которые указал Баден-Пауэлл: «Каждая личность несет ответственность за поиск того, что выше, чем человечество.

Это включает стремление к: духовной реальности, которая придает смысл жизни человека; раскрытию смысла духовных ценностей; организации повседневной жизни в соответствии с этими ценностями». То есть смысловое ударение падает не на уже сформировавшуюся систему ценностей и пристроенную к ним религию, а наоборот — религия формирует систему ценностей и организует жизнь скаута в соответствии с правилами данной религиозно-философской системы.

В брошюре же, изданной под покровительством Светланы Соколовой, сознательно искажается одна из фундаментальных скаутских позиций: чтобы оправдать свое бездуховное и безбожное существование, Соколова и автор брошюры Дмитрий Калинин, г. Димитровград, далее пишут: «Долг перед Богом — это только принцип, который для каждого человека должен быть наполнен конкретным содержанием: принятием общечеловеческих ценностей, традиционной для данной страны или этнической группы религией, национальной идеей, в конце концов, идеей построения «светлого будущего для всех трудящихся. Главное не в том, во что человек верит, а в том, что он не «бездумный пожиратель сникерсов», а человек духовно богатый, беззаветно преданный своим идеалам и готовый за них идти до конца».
   Интересно и то, что Соколова во многих своих рассуждениях противоречит сама себе. В брошюре, уже упоминавшейся выше, авторы пишут следующее: «Скаутская организация — организация элитная. Элитная не в смысле материального положения ее членов, их происхождения, вероисповедания и прочего, что у нас обычно считается элитой. Элитная потому, что скауты — это лучшие из лучших, самые-самые. Не каждый подросток может стать скаутом. Не каждому по плечу освоить все скаутские навыки и умелости. Не каждый готов действовать самостоятельно и выходить победителем из трудных ситуаций, которые ему готовит скаутская жизнь. Скаутов не должно быть много. Не могут же абсолютно все быть первыми, как советские пионеры в эпоху своего заката». Однако в устной речи, встречаясь с руководителями подотчетных организаций, Соколова в первую очередь делает упор на численность организации, отрицая сам принцип элитарности.
   Важно и то, что Соколова подменяет понятия, чем искажает основной смысл скаутинга, превращая образ жизни в игру. Сравните следующие высказывания: «Скаутский Метод предлагает образ жизни, который направляет в определенное русло энергию детей, подростков и молодых людей, и таким образом дает им возможность испытать, что значит быть автономным, готовым помочь другим, ответственным и идейным» («Скаутинг: воспитательная система», Всемирное скаутское бюро) и «С точки зрения детей, скаутинг — это большая игра. Именно так и назвал его в свое время его основатель. Мы всю жизнь во что-нибудь играем, и в то же время всегда играем себя» («Скаутинг - зачем и почему?», РОО «Ассоциация скаутов Самарской области»). Согласитесь, что между жизнью и игрой есть чувствительная разница.
   Есть и чисто педагогические отклонения. Светлана Соколова и Дмитрий Калинин пишут в своей брошюре: «Очень сложно руководить, не руководя, а советуя, воспитывая, убеждая. Зато и результаты получаются впечатляющими». Однако, у Баден Пауэла мы читаем: «Мальчиком нельзя управлять, говоря: «Не делай этого!» - им нужно управлять, говоря: «Делай так!». Да и весь смысл скаутского движения состоит не в том, что скауту «было бы неплохо сделать то-то и то-то», а в том, что «скаут должен».

Возглавив в конце 2004 года ВНСО, Светлана Соколова, судя по вышенаписанному, являет собой прекрасный образец пионерско-комсомольского задора, заквашенного на лживом и фатальном безбожии. Не опираясь на духовно-нравственный опыт развития мирового скаутинга, отрицая религиозную составляющую формирования воспитательских подходов и методик по скаутскому методу, Светлана Соколова не предлагает взамен никакой здоровой идеологии движения, кроме разве что подражания давно отжившей пионерской организации, в которой сама была воспитана как лидер. 

Для того чтобы прокомментировать данные высказывания, мы к настоящему открытому письму прилагаем текст, подготовленный на основе Материалов Европейского Регионального Скаутского Бюро "Духовное развитие в Скаутинге".
   Далее нам бы хотелось коснуться таких качеств, необходимых для истинного руководителя скаутского движения, как профессионализм не только в плане педагогической работы с детьми и молодежью, но и в опросах элементарной юридически-правовой грамотности. Я не верю, что человек, добровольно принявший на себя обязательства Президента Всероссийской НСО не знал, что он в течение года не легитимно, с точки зрения Устава ВНСО, занимает свой пост, подписывает юридические и финансовые документы, заключает договора о сотрудничестве, открывает отделения ВНСО в различных областях России и т.д. Я сам занимаю руководящие посты в течение 15 лет, в том числе с правом первой подписи. Я знаю, что любой руководитель, прежде чем принять документы, должен разобраться в юридических и правовых тонкостях и в тех обязанностях и обязательствах, которые он на себя возлагает, приняв тот или иной пост. Этому элементарному и в то же время золотому правилу руководителя г-жа Соколова почему-то не последовала.
   В течение года мы, представители региональных отделений, сотрудничали с ВНСО, зная о том бедственном положении, в котором находилась ВНСО после приостановления статуса Всероссийской скаутской организации с точки зрения Всемирной организации скаутского движения, сотрудничали и надеялись, что ВНСО сможет возродиться.

Прошел год, а нам говорят: теперь нужно уйти из ВНСО и всем стать региональными представителями вновь образуемой Ассоциации российских скаутов. Очередная организация, которая претендует на роль лидера в российском скаутинге, во-первых, не имеет четкой духовно-нравственной идеологии, во-вторых, строится на принципах авторитарного правления в лице руководителя г-жи Соколовой.

Данная организация не имеет ничего общего с историей России, организация, которая не почитает своим небесным покровителем святого великомученика Георгия Победоносца и святого царственного мученика царевича Алексея, покровителей всех российских скаутов!!! Думаю, что эту организацию ожидает очередной провал в деятельности, так как она являет собой, по евангельскому выражению, «дом, построенный на песке». Эта организация нежизнеспособна. Поэтому я призываю региональных лидеров, сотрудничавших с г-жой Соколовой, внимательно посмотреть на тот образ российского скаутинга, который она предлагает. В России в настоящее время еще не сложились обстоятельства для появления серьезного лидера, способного объединить разрозненные скаутские организации. Тем более спешка неуместна, когда в Российской Государственной Думе серьезно обсуждается законопроект об общественных организациях и объединениях. Зачем регистрировать себя в качестве организации, если через несколько месяцев придется вновь все переделывать?

Подводя краткий итог всему вышесказанному, мне бы хотелось, прежде всего, предостеречь скаутские организации от игнорирования духовной составляющей российского скаутинга, которой является Православие. И во-вторых, предлагаю перестать называть организацию пионерского типа, создаваемую г-жой Соколовой, скаутской организацией, тем более что никакого мандата ни Всемирного скаутского бюро, ни Евразийского скаутского бюро нет и организация с точки зрения мирового скаутинга будет нелегитимной. В-третьих же предлагаю развивать региональный скаутинг на местах, опираясь на бесценный исторический опыт российского скаутинга, а на атеистическо-пионерские фантазии г-жи Соколовой.

   Протоиерей Александр Пелин,
   Руководитель Совета по делам конфессиональной молодежи при Комиссии по развитию этнокультурных и конфессиональных отношений и гражданской идентичности Приволжского федерального округа, директор МРМОО «Союз православной молодежи Мордовии», лауреат Общероссийской премии «Обретенное поколение-2003», победитель конкурса социальных и культурных проектов Российского Форума Нижний Новгород-2003, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия.