Скаутский доктор Леха о реанимации в полевых условиях

На мой взгляд эта информация для старших скаутов, инструкторов, и может быть использованна в качестве обучающего материала для средних и младших скаутов.

Но!!! человек занимающийся обучением должен обладать более обширной информацией, чем данная статья, уметь граматно преподносить ее детям разного возраста.. .не заваливать обширной сухой документалистикой, но так же уметь расставлять четкие акценты на необходимых действих, причем логически обосновывая их необходимость и последовательность. Самое главное обучение надо совмещать с практическими занятиями (было бы здорово на фантоме).

Ваш в здоровом Скаутинге,

Алексей Крупко

моя главная страничка здесь http://www.scoutmaster.ru/ru/camp/doctor_lexa.htm

Борьба за жизнь

Где находится та грань, которая отделяет свет от тьмы, жизнь от смерти, как понять, когда человек нуждается в экстренной помощи, и самое главное - Что делать!

ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ИМЕТЬ!

Это бывает редко, но бывает… ты едешь в автобусе, твоя соседка по сиденью, далеко немолодая женщина вдруг начинает бледнеть, голова медленно запрокидывается на спинку сиденья, из руки выпадает старая сумка… закатываются глаза и вдруг останавливаются, ты слышишь выдох…

Твои действия в этой ситуации?

Вечные вопросы: «кто виноват?»(применимо в смысле в чем дело?), и «что делать?»

В первую очередь диагностика! Оцените простейшими приемами основные жизненно важные функции: дыхание и сердцебиение. Подушечки четырех пальцев рук располагаются под нижней челюстью и перед грудинно-ключично-сосцевидной мышцей, слегка отодвигая ее кнаружи. Взгляд одновременно на грудную клетку, шею, лицо.

Ты сконцентрирован, твой взгляд как губка – готов уловить малейшее движение грудной клетки, мышц лица, твои пальцы, как сенсорные кнопки на панели автомагнитолы, готовы распознать самое слабое колебание сонной артерии… но…!

Взгляд – Мозг – Анализ: твои мысли: не дышит, пульса нет, …остановка… смерть… КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ!... … … …

Клиническая смерть — это период между жизнью и смертью, когда нет видимых признаков жизни, но еще продолжаются жизненные процессы, дающие возможность оживления организма. Длительность этого периода при обычной температуре тела составляет 5—6 минут, после чего развиваются необратимые изменения в тканях организма [N. Paradis, 1996] .

1. Остановка кровообращения (отсутствие пульсации на магистральных артериях);

2. Отсутствие самостоятельного дыхания (нет экскурсий грудной клетки);

3. Отсутствие сознания;

4. Широкие зрачки;

5. Арефлексия (нет корнеального рефлекса и реакции зрачков на свет):

6. Вид трупа (бледность, акроцианоз). Процесс умирания характеризуется угасанием функций жизненно важных систем организма (нервной, дыхания, кровообращения и др.).

Следовательно клиническая смерть это не конец, а только его начало, причем, что немало важно, обратимое! И вероятность его обратимости прямопропорцианально времени, прошедшего с момента остановки сердцебиения до начала реанимации.

Итак время диагностики прошло, пришло время действовать!

Человек укладывается спиной на жесткую поверхность, оказывающий помощь встает на колени справа от него. Первая важнейшая задача обеспечить проходимость дыхательных путей. Для этого необходимо провести «тройной прием»:

  • Максимальное разгибание головы (прием Сафара), можно положить валик под шею

  • Выдвижение нижней челюсти вперед

  • Открывание рта

При правильном выполнение этих приемов будет проходимость, но дело может осложниться! Например, попадание инородного тела в трахею или бронх, аспирацией кровью, рвотными массами. В этом случае больного сначала нужно положить на бок! Так рвотные массы, кровь и т.п. будут меньше аспирироваться (т.е. попадать в легкие). Чтобы удалить инородное тело необходимо в межлопаточной области произвести 3 – 5 резких ударов нижней частью ладони.

Пальцем очищают ротоглотку, пытаясь удалить инородное тело, затем делают попытку искусственного дыхания. Если нет эффекта, осуществляют надавливание на живот. При этом ладонь одной руки прикладывают к животу по средней линии между пупком и мечевидным отростком. Вторую руку кладут поверх первой и надавливают на живот быстрыми движениями вверх по средней линии. Аспирированные жидкие массы т.ж. можно удалить, имея при себе кусок трубки от капельницы и шприц.

Будем считать, что со всем этим ты справился, вроде бы проходимость дыхательных путей восстановлена. Как это проверить? Реанимационный цикл начинается с того, что оказывающий помощь производит 4 вдоха в рот больного, при этом закрывая его нос (применительно для техники искусственного дыхания рот в рот), грудная клетка пострадавшего поднимается. Все готово для проведения реанимационного цикла!

Теперь углубимся в частности и цифры. Частота сердечных сокращений(ЧСС) в норме составляет 60 – 80 ударов в минуту, а частота дыхательных движений (вдох + выдох) 16 – 18 раз в минуту. Следовательно сердце бьется в 4 раза чаще, чем мы дышим. Выполняя непрямой массаж сердца (НМС) и искусственное дыхание (ИД) ты должен стремиться к частотам сердцебиения и дыхания, которые присуще норме.

НМС осуществляется со скоростью одно нажатие в одну секунду. ИД в зависимости от количества реаниматоров: 1 – два выдоха на 15 движений НМС; 2е – один выдох на 4 движения НМС. Как проверить эффективность НМС? Производя движение НМС в области проекции сердца на грудной клетки, ты производишь механическое давление на сердце, следовательно увеличивается давление в камерах сердца, происходит изгнание крови из камер в аорту и затем в другие крупные сосуды (такие как сонная артерия!). Т.е. кровообращение (пусть примитивное) существует, но поддерживается извне!

Соответственно во время правильного выполнения движения НМС возможно пропальпировать незначительную пульсацию на сонной артерии. Т.ж. до этого расширенные зрачки начнут сужаться, постепенно пропадает синюшность и бледность с кожных покровов.

Техника проведения НМС

  • 1. В точку проекции сердца на грудине положить ладонь одной руки, а сверху другую ладонь, пальцы должны быть приподняты , (нижняя треть грудины, или 2- 3 см выше мечевидного отростка)

  • 2. Давить на грудину необходимо только прямыми руками, при этом используется вес тела (плечевого пояса, спины и верхней половины туловища). Однако при проведении НМС ребенка можно использовать одну руку, а у новорожденного – один большой палец. (использу мозги и рассчитывай силу! Толчкообразные надавливания на грудную клетку должны производиться с такой силой, чтобы она сдавливалась у взрослого человека на 5 см, у подростка на 3 см, у годовалого ребенка на 1 см)

Помни о том, что можно сломать ребра и даже грудину, что в свою очередь может привести к другим нежелательным последствиям.

  • 3. Ладони не должны отрываться от грудины пострадавшего, и каждое следующее движение необходимо производить только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.

 

До каких пор необходимо проводить этот реанимационный комплекс?

Сердечно-легочная реанимация это тяжелая физическая работа! Уже через несколько минут вы почувствуете одышку, пот, потом присоединиться утомление! Но остановиться можно только в следующих случаях:

  • 1. Восстановление самостоятельного сердцебиения и дыхания (Жизнь!)

  • 2. 40 минут безуспешной сердечно-легочной реанимации (Смерть.)

  • 3. Приезд реанимационной бригады (Борьба за жизнь!)

Помните, что даже после восстановления самостоятельного сердцебиения и дыхания, пострадавшего в срочном порядке необходимо доставить в реанимационное отделение!

Помните, возможны повторные и многократные остановки сердцебиения и дыхания – ни в коем случае нельзя оставлять больного на догоспитальном этапе и постоянно следите за ним!

Удачи вам и не приведи Бог, чтобы эти знания пригодились!

Есть вопросы? можете писать на Форуме Скаутмастера, это здесь или мне лично ScoutDoctor#mail.ru, жму левую, если она здорова!

Назад на главную