Директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE) Анна Раджабова рассказала в блиц-интервью «СГ-Онлайн» об итогах 2020 года на рынке новостроек премиум- и элитного класса Москвы. Как выяснилось, чаще всего дорогие квартиры клиенты покупали в уже построенных домах или на вторичном рынке.
Анна, расскажите вкратце об основных итогах года в премиум- и элитном классе в цифрах. Что с объемом (в метрах, лотах) и динамикой предложения?
По итогам 2020 года высокобюджетный сегмент на рынке новостроек Москвы был представлен 109 проектами. В сравнении с предыдущим кварталом число проектов снизилось на 4,4%, относительно декабря 2019 года – на 8,4%. Объем экспозиции составил 3735 лотов суммарной площадью 440,4 тыс. кв. метров. Количество квартир также уменьшилось – на 4% за квартал и на 22% за 12 месяцев. Сократилась и реализуемая площадь. В сравнении с третьим кварталом 2020 года – на 6%, с четвертым кварталом 2019 года – на 27%.
Какие изменения произошли в структуре предложения?
В премиум-классе число квартир превысило количество апартаментов. Доля квартир составила 52,6% предложения, увеличившись на 3,8% за квартал и на 0,9% за год. Лоты были относительно равномерно распределены по стадиям строительной готовности: в проектах на начальном этапе строительства представлено 25% лотов, на стадии монтажных работ – 25,9%, на этапе отделочных работ – 25,4%, во введенных в эксплуатацию комплексах – 23,6%.
Трехкомнатных и многокомнатных квартир и апартаментов в конце 2020 года было реализовано на 7,3% меньше, чем в 2019 году, а однокомнатных лотов, наоборот – на 6,8% больше. Стоит отметить, что одно- и двухкомнатные квартиры заняли почти две трети рынка – 32,5% и 30,2% соответственно.
В предложении элитного класса превалировали апартаменты – 68,3% экспозиции, что на 5,6% меньше в сравнении с предыдущим кварталом, но на 4,1% больше, чем в декабре 2019 года. Относительно стадий готовности больше всего продавалось готового жилья – 66,2% (+19,9 п.п. за квартал; +11,3 п.п. за год). Доля квартир и апартаментов в домах на этапе отделочных работ составила 23,1% экспозиции (-24,6 п.п. за квартал; -5,6 п.п. за год). Лоты в проектах на начальной стадии строительства заняли 9% рынка (+4,4 за квартал и за год). Наименьшая часть предложения пришлась на проекты на этапе монтажа этажей – 1,7% (+0,4 п.п. за квартал; -10,1 п.п за год).
Что касается распределения элитного предложения по типологиям, то доли трехкомнатных и многокомнатных лотов снизились за 12 месяцев на 19,8%. Число однокомнатных квартир и апартаментов увеличилось в 2020 году на 13,3%. Наибольший объем экспозиции заняли двухкомнатные квартиры и апартаменты, а также однокомнатные лоты – 34,6% и 28,5% соответственно (-9,3 п.п. и -10,6 п.п. за год). Меньше всего на рынке было представлено студий – 3,3% (+0,1 п.п. за год).
Как вели себя цены?
В конце 2020 года квадратный метр в новостройках премиум-класса стоил в среднем 623,2 тыс. рублей (+2,5% за квартал; +8,3% за год). Средний бюджет предложения в этом классе увеличился до 65 млн руб., что на 2,7% больше, чем в 2019 году. В сегменте элитных новостроек цена среднего квадрата составила 978,6 тыс. руб. Элитное жилье на фоне укрепления рубля на 5,7% подешевело за квартал на 3,9%, за год – на 0,5%. Средний бюджет такого предложения составил 136,8 млн руб., что на 3,9% меньше относительно предыдущего квартала, в сравнении с четвертым кварталом 2019 года – на 11%.
Элитные квартиры упали в цене из-за вымывания наиболее ликвидных и дорогих лотов. Сокращением объема экспозиции объясняется и уменьшением бюджета предложения в элитном классе. В 2020 году активно реализовывалось жилье большого метража, что привело к сокращению средней площади до 139,7 кв. метров (-7% за год; -15,6% за два года).
Что происходит с реальным спросом и количеством сделок?
Число зарегистрированных договоров долевого участия (ДДУ) на рынках жилья премиум- и элитного классов выросло в 2020 году на 3%. Стоит отметить, что квартиры и апартаменты высокобюджетного сегмента чаще всего покупают в новостройках, введенных в эксплуатацию, или на вторичном рынке. Поэтому реальный спрос, скорее всего, увеличился значительнее. Об этом свидетельствуют, например, завершение в прошлом году продаж в десяти проектах и уменьшение на 22% количества лотов. По оценке экспертов компании «Метриум», продажи высокобюджетного первичного жилья выросли за 12 месяцев примерно на 22%.
Выделите основную тенденцию третьего квартала на рынке новостроек премиум- и элитного класса.
Главная тенденция конца 2020 года на московском рынке новостроек в целом и в высокобюджетном сегменте столицы, в частности – сокращение предложения. В премиум- и элитном классах число проектов уменьшилось на 5% за квартал и на 10% за год. Количество реализуемых высокобюджетных квартир и апартаментов также сократилось: относительно третьего квартала 2020 года – на 4%, в сравнении с декабрем 2019 года – на 22%.