По итогам 2020 года в 83 регионах России построили и отремонтировали свыше 16,5 тыс. км автомобильных дорог — это более 7 тыс. объектов национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Общее финансирование этих работ за год составило порядка 300 млрд рублей. При этом, как сообщил «Стройгазете» куратор нацпроекта вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, «помимо масштабного приведения дорог в нормативное состояние был выполнен и целый ряд мероприятий по обустройству дорожной инфраструктуры».

В частности, в прошлом году на объектах БКАД было установлено порядка 2 тыс. светофоров, 150 тыс. дорожных знаков, 675 тыс. погонных метров опор освещения, 667 тыс. погонных метров барьерного и 266 тыс. погонных метров пешеходного ограждения. «Все это поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов», — подчеркнул Марат Хуснуллин. Особо примечательно, по его словам, что более половины прошлогодних контрактов на строительство и ремонт дорог в рамках нацпроекта предусматривали использование современных технологий и материалов, а также были реализованы при партнерстве государства и бизнеса.

В свою очередь, исполнительный директор самарского «Завода Продмаш» Дмитрий Лиганов отметил «СГ», что повышению безопасности на российских дорогах действительно способствует не только качество самого дорожного полотна, но и сопутствующая инновационная «дорожная мебель»: металлоконструкции удерживающего, ограждающего и другого назначения. Его предприятие с почти 150-летней историей сейчас активно выступает за повышение требований к подобной продукции, инициируя, к примеру, внесение изменений в действующие нормативы с целью закрепления на законодательном уровне более высоких стандартов в отношении барьерных ограждений. Целесообразность этих инициатив на собственной практике демонстрирует «Продмаш», на счету которого комплексные поставки на обустройство ряда федеральных трасс: М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», М-11 («Нева» — скоростная платная автомобильная дорога) и других.

Совместно со своим поставщиком — производителем металлопроката для шумозащитных экранов, опор освещения, ограждений, остановочных комплексов, модульных пешеходных мостов, дорожных знаков — компанией «Северсталь» завод реализует проект, в рамках которого разрабатывается новое барьерное ограждение с высокой удерживающей способностью (от 700 до 1100 кДж). «Это как минимум в два раза выше наиболее применяемых сегодня конструктивов, — подчеркнул Дмитрий Лиганов. — Повышенное значение будет достигнуто за счет увеличения металлоемкости ограждения, применения секций балок большего сечения, обладающих в результате большим запасом прочности, уменьшения шага стоек и использования дополнительных энергопоглощающих элементов. При этом качество металлопроката и крепления имеет принципиальное значение. В данной разработке будут использованы высокопрочные марки стали, обеспечивающие фактическую надежность всей конструкции». Так, к примеру, ограждение удерживающей способностью 730 кДж может остановить полноценную фуру на небольших скоростях.

Безопасность и комфорт участников дорожного движения к числу своих приоритетов относит и другой крупный участник рынка — группа компаний «ТОЧИНВЕСТ», работающая в сфере производства дорожных металлоконструкций и продукции дорожной инфраструктуры с 1999 года. Производственные мощности этого предприятия позволяют выпускать более 180 тыс. тонн металлоконструкций в год на двух площадках — в Рязани и Шадринске (Курганская область). В портфеле ГК — участие в работах на важнейших транспортных артериях страны: М-11 «Нева», Р-217 (ранее М-29) «Кавказ», М-4 «Дон», ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) и других. Опираясь на опыт, в «ТОЧИНВЕСТЕ» считают, что на качество дорожно-мостовых ограждений в первую очередь влияет используемый металлопрокат. Именно он обеспечивает модульность и унификацию конструкции, высокую скорость сборки и монтажа, а значит — возможность применения металлоконструкций в сложных условиях эксплуатации и соответствие ГОСТу по требованиям безопасности. При изготовлении дорожных барьеров на предприятии также используют металлопрокат «Северстали». Совокупный объем потребления «ТОЧИНВЕСТОМ» металла составляет 65 тыс. тонн в год.

«Выбор поставщика основывается на анализе оптимального соотношения четырех ключевых факторов: цены, сервиса, качества и сроков поставки. Несмотря на то, что в стратегии закупок нашей компании лежит принцип диверсификации рисков, в последние несколько лет наблюдается рост объемов металла, закупаемых у «Северстали», что свидетельствует о наличии у компании конкурентных преимуществ», — заявил «СГ» генеральный директор «ТОЧИНВЕСТА» Илья Болотов.

В свою очередь, руководитель направления продаж компании «Северсталь» завода металлоконструкций Игорь Плюснин пояснил «СГ», что, давно работая с производителями дорожных металлоконструкций, в компании понимают, какие свойства металла необходимы, чтобы ограждения были качественными, крепежные элементы — надежными. «Мы поставляем металлопрокат, характеристики и способность к дальнейшему оцинкованию которого наилучшим образом подходят для производства дорожных ограждений, — отметил он. — Кроме того, можем обеспечить комплексную поставку металлопродукции для дорожных ограждений, которая соответствует требованиям наших клиентов. В последнее время мы уделили особое внимание повышению адгезии горячего цинка к готовому изделию. Это необходимо для повышения коррозионной стойкости изделия. Тогда грязь, соль, вода не будут разъедать конструкцию в течение нескольких десятков лет, она будет продолжать служить, сохраняя свои удерживающие способности и внешний вид».

При этом объем потребляемого металлопроката в дорожной сфере зависит от спроса со стороны заказчика — государства или частных компаний. По оценкам Плюснина, в 2020 году, по сравнению с 2008 годом, объем вырос в три раза. С учетом текущего состояния автодорог, которое еще далеко от нормативного, и перспектив их развития эксперт прогнозирует как минимум сохранение текущих показателей спроса вплоть до 2035 года. Для достижения поставленных целей будут разработаны новые марки стали, повышена прочность и улучшен химический состав стали. В рамках БКАД скорость на платных и федеральных трассах должна возрасти до 110-150 км/ч. Чтобы обеспечить безопасность этих трасс, необходимо будет увеличить удерживающую способность ограждений.

Цитата в тему:


Марат Хуснуллин, заместитель председателя Правительства РФ:

«Несколько слов о планах по дорожному строительству на 2021 год. Мы готовы, к примеру, приступить к программе «Мосты и путепроводы», начать реализацию новых платных окупаемых проектов с привлечением внебюджетного финансирования. Для этого прорабатываем сейчас различные механизмы привлечения в дорожное строительство внебюджетных средств, такие как: реализация новых объектов на принципах государственно-частного партнерства, выпуск инфраструктурных облигаций»

Справочно:

Нацпроект БКАД реализуется в стране с декабря 2018 года и рассчитан на шесть лет. Его участниками являются более 100 городских агломераций из 83 субъектов РФ. Поставленные цели — снижение в 2024 году в два раза мест концентрации ДТП и приведение в соответствие стандартам качества 50% региональных и 85% городских дорог. За прошедшие два года в стране уже удалось построить и отремонтировать свыше 30 тыс. км автодорог.

От Admin