Новая реальность пространств для работы
Прошлый год заставил девелоперов и владельцев офисных центров обратить внимание не только на форматы офисных помещений, но и на их планировочные и технические параметры, что влечет за собой изменения в продуктовой линейке производителей мебели, устройств по обеззараживанию воздуха и поверхностей, отделочных материалов и т. д.
В первую очередь, как считают эксперты «Стройгазеты», изменится отношение к кабинетной системе: ей на смену активно идут нефиксируемые рабочие места. «Кабинеты могут стать частью офисов будущего, в частности, будут использоваться сотрудниками, чья деятельность предполагает повышенную концентрацию и конфиденциальность, — рассказывает директор по развитию property management и ритейла компании Knight Frank Михаил Сафонов. — Правда, скорее всего, это будут кабинеты нового типа, в формате трансформируемых перегородок».
«Сейчас очень востребованы гибкие пространства, которые легко форматируются под задачи каждого конкретного арендатора или собственника, — добавляет заместитель директора департамента управления активами и инвестициями Becar Asset Management Дарья Канева. — При этом тренд на создание многофункциональных концепций, начавшийся несколько лет назад, теперь наиболее конкурентоспособен, поскольку в нем изначально заложены возможные изменения функционального зонирования».
Что касается структуры самого здания, то, как считает главный архитектор архитектурного бюро Agile Architect Евгения Ширяева, здесь больших революций не предвидится, поскольку это приведет к потере коэффициента арендопригодных площадей: чем больше мест общего пользования, тем меньше «квадратов», приносящих собственникам операционный денежный поток.
Зато кардинальные изменения произойдут с точки зрения технического оснащения офисов. «С уверенностью можно сказать, что будут активно внедряться бесконтактные технологии, такие как лифты на голосовом управлении или включение света с помощью датчиков движения. Из санузлов точно исчезнут краны с вентилями, кнопки-выключатели на сушилках, — отмечает управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup Игорь Грецов. — Вероятно, войдет в оборот и «пандемическая» линейка офисной мебели: большего размера столы и кресла для социальной дистанции, измененная конфигурация мебели для переговорных и кухни».
Широкое распространение получат материалы, которые проще обработать и мыть, и чтобы были стойкими к различным химическим веществам, которыми их обрабатывают, — в частности, нержавеющая сталь и медь.
Однако предложения, которые предполагают серьезные изменения в существующие инженерные системы или планировку здания, вряд ли приживутся — и останутся всего лишь маркетинговыми ходами: любая реновация старых систем возможна только при капитальной реконструкции здания, к затратам на которую собственники, собирающие сегодня арендную плату по крупинкам, просто не готовы. Кроме того, этого почти никогда и не надо, продолжает Игорь Грецов: современные офисные здания и так включают в себя высококачественные инженерные системы, а российские СНИПы сами по себе весьма требовательны к организации вентиляции в помещениях. Социальная дистанция же во входных группах или общих коридорах вполне может быть реализована за счет автоматизации пропускной системы в здании.
Также, считает Михаил Сафонов, целесообразно предусмотреть запас по мощности вентиляции и улучшение систем очистки и подготовки воздуха, включая системы увлажнения, что поможет поддержанию иммунитета и обеспечит комфортный уровень работы. Дальнейшая разработка комплекса мер для пользователей, конечно, имеет строительные ограничения, но в целом при возможности инвестирования помогает обеспечить комфорт и безопасность сотрудников.
Цитата в тему:
Андрей Сидоров, партнер архитектурной студии IND ARCHITECTS:
«Раньше в open-space предпочитали использовать бенчи — общие столы, за которыми сотрудники занимали место. Сейчас это востребовано меньше: на смену приходят развитые зоны релаксации, где каждый может выбрать место в отдалении от коллег. Увеличилось количество мини-кабинетов — фокус-румов, площадью около 1,5 м, позволяющих сотрудникам работать в уединении. При планировании таких пространств проектировщикам важно предусмотреть множество розеток во всех частях офиса»