Эксперты бьют тревогу: за последние годы качество строительных работ в новостройках Санкт-Петербурга снижается. Все чаще покупатели, увидев свое новое жилье, либо отказываются подписывать акт приемки, требуя устранения всех недостатков, либо подают на застройщика в суд. И этому есть причины.
Так, к примеру, сейчас в Северной столице полным ходом идет осмотр дольщиками своих новых квартир в жилом комплексе (ЖК) «Живи в Курортном» от застройщика «СПб Реновация». Первыми впечатлениями от увиденного будущие новоселы поделились со «Стройгазетой». По их словам, только на выявление недоделок уходит несколько часов, а составление списка того, что необходимо устранить застройщику, занимает несколько страниц.
«Осматривали сегодня свою «однушку», — рассказывает Жанна Серова. — Из видимых недочетов: сколы и царапины на ламинате и межкомнатных дверях, повреждения на ручке оконного блока, просадка пола, неработающий слив туалета, лужа под раковиной». «Суперотделки не ждал, был готов ко всему, но почему, когда я дотронулся до розетки, она сразу упала на пол?» — вопрошает ее сосед. В других квартирах претензии еще серьезнее: «Унитаз оказался подключен… к трубе горячего (!) водоснабжения».
По утверждению экспертов, подобные картины при приемке нового жилья можно наблюдать сегодня во многих новостройках Петербурга. Риелтор Татьяна Мамонтова считает, что основная причина строительного брака кроется в том, что в основном застройщики предпочитают нанимать низкоквалифицированную рабочую силу — ту, что подешевле, а также используют недорогие стройматериалы, совершенно не заботясь о качестве. «Всему есть рациональное объяснение. Никто не хочет строить качественно, потому что это долго и дорого, а конкуренция в массовом сегменте эконом-класса огромная, и, чтобы выживать на рынке, застройщик идет на всяческие ухищрения», — говорит она.
Член комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Анна Горбенко также недоумевает: «Почему счастливый момент, связанный с приемкой новой квартиры, все чаще превращается в квест по поиску строительных недоделок?». Аналитики общества даже составили перечень «болевых точек». В топе — некачественное остекление лоджий, брак при установке оконных стеклопакетов, неправильно установленная и неработающая вентиляция или даже полное ее отсутствие. Сформировались у покупателей, по словам эксперта, и основные «рычаги воздействия» на нерадивых застройщиков. Кто-то отказывается получать ключи, пока в его квартире не будут устранены все недоделки. А кто-то подает на девелоперов в суд.
К примеру, одна петербургская строительная организация (ее название судебные приставы не разглашают) лишилась 13,5 млн рублей за передачу покупателям квартиры с существенными и неустранимыми недостатками, не позволяющими в ней проживать. Новые владельцы обнаружили, что в квартире нет вытяжки и вентиляции, батареи местами не прогреваются, регулировка отопления не работает. Стены были «украшены» протечками и отслоениями штукатурки. В одной из комнат через образовавшуюся щель виднелась улица. Когда застройщик отказался исправлять недоделки, обиженные новоселы обратились в Красносельский районный суд города, который их претензии поддержал.
И, как считают эксперты «СГ», это лишь «первая ласточка», и новые иски к застройщикам, которые ради удешевления проекта готовы поступиться качеством, еще впереди.
13,5 млн рублей присудил покупателям петербургский суд за щель в стене квартиры